Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:24, 02 июля 2020

Профсоюз образования предложил штрафовать родителей учеников за оскорбление учителя

Профсоюз образования предложил штрафовать родителей учеников за оскорбление учителяФото: pixabay.com
  • Статья

Авторитет педагога резко снизился за последнее десятилетие, к профессии перестали относиться с уважением и благоговением.

«Учитель… Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…» — писал когда‑то Николай Некрасов. «Не смейте забывать учителей!» — взывал к потомкам Андрей Дементьев. Фильмы «Приключения Электроника», «Доживём до понедельника», «Вам и не снилось» не идут ни в какое сравнение с современным сериалом «Школа». Сегодня никто стихотворных виршей и кинолент педагогам не посвящает.

Авторитет учителя за последнее десятилетие резко пошатнулся. К профессии перестали относиться с былым благоговением и уважением. Общероссийский профсоюз образования предложил наказывать родителей тех учеников, которые оскорбляют учителей. Неужели наши учителя нуждаются в защите от… детей и родителей?

А судьи кто?

В последнее время в Сети стали часто появляться видео, на которых ученики откровенно издеваются над учителем, а если педагог вдруг не сдержался, то дело порой и вовсе доходит до драки. Причём, практически во всех случаях виновным признают педагога – не проявил выдержку, не подал пример такта и этикета, да и в целом повёл себя «непедагогично». Как правило, после подобных инцидентов дело заканчивается увольнением учителя.

На фоне такой тенденции Общероссийский профсоюз образования предложил штрафовать родителей школьников за оскорбление учителя на сумму от 4 до 5 тыс. рублей. Кроме того, предлагается увеличить размер штрафа за неисполнение родителями своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей с 500 рублей до 3 тыс.

УК РФ рекомендовано дополнить статьёй «Насильственные действия в отношении педагогического работника». В соответствии с ней нападение на учителя может повлечь лишение свободы до трёх лет, а если такое деяние совершено группой лиц, с применением оружия или с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, то срок заключения может увеличиться до шести лет.

Нужно выстраивать отношения

Однако в Совете Федерации и Национальном родительском комитете предложение о штрафах и уголовной ответственности для школьников и их родителей раскритиковали. Председатель Комитета Ирина Волынец посетовала, что новый закон предусматривает лишь «борьбу со следствием – с детской агрессией, жестокостью», тогда как причины неадекватного поведения школьников кроются в социальной неустроенности.

Если родители ребёнка не в состоянии оплатить кружки или обеспечить его в материальном плане, ученик будет «озлоблен и ожесточён, потому что у него нет чего‑то, что есть у других». Угроза штрафов или тюрьмы станет для родителей дополнительным бременем, уверена Волынец.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Игорь Морозов счёл идею защитить учителей «излишней». Он отметил, что по‑настоящему профессиональный педагог должен правильно выстраивать отношения с учениками.

В таких отношениях «не может быть грубости, оскорблений и проявлений жестокости», заявил сенатор. С детьми нужно работать «постоянно, последовательно и имея терпение», а наказывать родителей учеников неправильно.

В роли педагога

Отношения, конечно, выстраивать нужно, только вот что бы ответили чиновники, если бы оказались на месте учителей в подобных ситуациях? В Иркутской области в Чунском районе 16-летний школьник запустил в учителя стулом и попал ему в голову. Инцидент произошёл на уроке, школьник зашёл не в свой класс, учитель сделал ему замечание. Подросток ранее был осуждён за кражу, но его выпустили по УДО.

На спокойную просьбу учителя, пожилого мужчины, покинуть кабинет и отправиться к одноклассникам, подросток отреагировал неадекватно: стал хамить, потом схватил стул и бросил им в учителя. Стул попал в висок педагога, он упал и потерял сознание. Ему оказана медицинская помощь, диагноз – «сотрясение мозга».

Басманный суд Москвы вынес решение об аресте девятиклассника, устроившего стрельбу в Ивантеевке. В Псковской области ученик ударил пожилого педагога по лицу, в Екатеринбурге школьник напал на учителя с молотком. Это неумение взрослых выстраивать отношения?!

Позиция учителей

По словам Валентины Ивановой, председателя Всероссийского педагогического собрания, «этот законопроект защитит учителей от порой безосновательных нападок и унижения достоинства и грубости по отношению к педагогам со стороны родителей и учеников».

«В ряде законопроектов есть пункт, что нельзя оскорблять государственного служащего, нельзя поднимать на него руку. Всероссийское педсобрание выступает за то, чтобы приравнять учителя к госслужащему. Те вопросы, которые касаются его профессиональной деятельности, рассматривать как обязательную государственную функцию. И когда идёт определённое вмешательство и невозможность выполнения этой государственной функции, это должно соответствующим образом караться, порицаться обществом, и как раз данный законопроект — вот это и предусматривает», — говорит Иванова.

К мнению Ивановой присоединилась и председатель профсоюзной организации яковлевских педагогов Лариса Рогальская:

«Предложения профсоюза о законопроекте — актуальная в современное время идея, которая не была поддержана Министерством просвещения. Цель законопроекта — защитить педагога во время его профессиональной деятельности от травли, преследований, оскорблений и даже физического насилия от учащихся и их родителей. Почему‑то многие родители считают, что во всём виноват учитель, в том, что дети плохо учатся, грубят, не умеют себя вести. Зачастую такие родители и их дети очень хорошо знают свои права, но забывают о своих обязанностях. Учителя опасаются за свою жизнь и здоровье. Я считаю, что учителя не заслуживают такого обращения. Давайте защитим российские традиции ценностей».

Позиция родителей

Многие современные родители недовольны учителями. В первую очередь теми, кому за…, а таких немало. Мамы и папы недовольны тем, что Марь Иванна требует от детей, чтобы они сидели тихо, слушались и учились. Но современные дети не хотят слушаться и учиться.

Вон в Интернете пишут, что детей «надо заинтересовывать», а Марь Иванна их заинтересовывать вовсе не хочет, она им рассказывает про «жи-ши» и объясняет закон Ома, без всяких притопов и прихлопов, так же просто, как они работают в языке и в природе.

У родителей масса претензий. Они говорят о том, что школа, мол, перестала воспитывать, учителя детей унижают и наносят им душевные травмы. К тому же, занимаются репетиторством, а если не будешь заниматься у них за деньги после уроков, то на уроке хорошей оценки не жди. И дети всё это слушают, мотают на ус, а потом и сами начинают высказываться в подобном роде. Н

е только высказываться, но и внаглую хамить, дерзить и даже бить учителей, снимать это всё на камеру телефона и выкладывать в Сети. С этими сетями вообще трагикомедия. Достаточно послушать высказывания родителей в адрес педагогов и дистанционного обучения. Представить страшно, чтобы в советское время чья‑то мама даже по телефону могла матом крыть всю ту же Марь Иванну и систему образования в целом. 

Кризис среднего образования

Современное школьное образование, не секрет, в кризисе. Традиционный способ подачи знаний существенно устарел с внедрением в нашу жизнь всеобщего Интернет-доступа, всемирных сетей и поисковых систем. Понятно и то, что сами дети не смогут получить образование по справочнику «Гугла» и «Яндекса».

Дистанционное образование показало, что человеческий фактор – необходимая часть образовательного и воспитательного процессов. Получается, надо искать какую‑то новую систему, которая станет приемлемой для учителей, учеников, родителей и поможет им выстроить добрые взаимоотношения.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×