Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:00, 18 июля 2019

Чтобы всё сложилось. Школьники не смогли выполнить элементарное математическое действие

Чтобы всё сложилось. Школьники не смогли выполнить элементарное математическое действиеФото: pixabay.com
  • Статья

Сегодня безграмотным считают того, кто не владеет компьютером и не умеет обращаться с гаджетами, а не того, кто не умеет считать в уме.

Сколько будет из шести вычесть три и прибавить два? Одни ученики предположили: либо 7, либо 8, другие – 43. Почему у детей так трудно идёт устный счёт? По статистике больше половины учащихся средних школ не умеют выполнять элементарные арифметические действия. Причём, не только в «уме», но даже в «столбик».

Вспоминаю своё детство. По дороге домой мы с мамой каждый день решали примеры. Раньше номера машин состояли не из трёх чисел, а из четырёх. Мама с ходу придумывала примеры на вычитание и сложение. Решить я должна была до того, как проедет следующая машина. Благо, в конце 70-х движение было не таким интенсивным, и я со своей задачей справлялась.

Пятиклассник Михаил не выпускает калькулятор из рук и делает «домашку» по математике с ним. На вопрос почему, отвечает, что так быстрее и легче. Думать не надо. Маму Миши волнует то, что сын ни на минуту не расстаётся с гаджетом. Но и сама она не может обойтись без калькулятора, когда проверяет домашнее задание сына или ходит в магазин за покупками.

«Когда мы учились, было всё гораздо проще, в том же 5 классе. Сейчас настолько сложная программа, что с ней не всегда под силу справиться взрослому, поэтому приходится проверять домашнее задание сына с калькулятором», — говорит Елена.

Проведём эксперимент

Старшеклассникам было предложено решить простейшие математические задачи, но в «уме». Это был главный критерий. Из 10 справились – 0. Попробуйте, получится ли у вас 234+563, 68:7.

Не стоит винить в этом только сложность школьной программы и повальное увлечение детей всевозможными гаджетами. Эксперты говорят, дело в мотивации. Точнее, в её отсутствии. Повысить её — зависит в первую очередь от родителей, а потом уже от учителей. Дети не умеют считать. Многие задания школярам не по зубам. А если нет интереса, какая уж там мотивация. В ряде учебных комплектов учебный материал не подходит по возрасту. Его начинают вдалбливать без понимания. Очень часто бывает так, что у ребёнка «не идёт» математика потому, что он чего‑то не понял. Вот почему очень важно своевременно проводить диагностику. Ребёнка нужно не наказывать, а вов-ремя выявить проблему и исправить.

Понятно, что у учеников с углублённым изучением математики проблем при вычитании и сложении не возникло. Они решали и более сложные задачи. Поэтому наши примеры прощёлкали как орехи и сразу же дали вот такие ответы: 797 и 9,7. Причина? Выбор они сделали осознанно, то есть математический уклон выбрали для себя, чтобы сложилось их будущее. Вот вам и мотивация!

Но даже в специализированных классах учителям приходится думать о мотивации учеников. На уроках используется много игровых моментов, чтобы заинтересовать, увлечь. Решение занимательных математических задач – самое простое из арсенала учителя.

Критерии оценки грамотности изменились

Великий Ломоносов говорил, что математика ум в порядок приводит. Но на голой мотивации далеко не уедешь. Одна из причин, по мнению экспертов, в том, что в самом обществе изменились критерии оценки грамотности. Сегодня безграмотным считают в первую очередь того, кто не владеет компьютером и не умеет обращаться со всевозможными гаджетами, а не того, кто не считает в «уме».

Мы готовим ребёнка к жизни в обществе будущего, а в обществе будущего, может, и не стоит напрягать кору головного мозга по элементарному счёту. Мысль будет подхватывать искусственный интеллект. Может, человеку 21 века не нужно уметь складывать и умножать? Может, эти умения станут уделом узких специалистов, ведь раньше все умели рубить дрова или вышивать на пяльцах, а сейчас многие и не знают, что это такое.

Нажми на кнопку, получишь результат

Вот реальный пример из жизни, с которым столкнулась одна наша читательница. Покупка стоила 16 рублей, кассиру она дала 20 рублей, а тот в качестве сдачи выдал 184 рубля. Нажал не ту кнопку на калькуляторе. Если его не учили математике, то он не сообразит, что эта сумма в принципе нереальна. Что в итоге? Ему придётся платить из собственного кармана недостачу и учиться считать в уме.

Быстро – это медленно, но без перерывов

С этой японской мудростью нас ознакомили руководители детского клуба «ОК,старт» Наталья Корниенко и Елена Бессонова, которых мы не раз привлекали в качестве экспертов. Вот и на этот раз поинтересовались, насколько современному человеку, и ребёнку в том числе, необходимы математические навыки.

Н.Н. — Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности его математического развития в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в школе. Математика задаёт стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперёд. Даёт огромный толчок для умственного развития.

Е.В. – Устному счёту уделяется огромное внимание на уроках математики. В первом классе необходимо знание устного счёта в пределах 20. Если ребёнок не умеет хорошо в уме складывать и вычитать, то ему сложнее будет выучить таблицу умножения. На начальном этапе сложения-вычитания могут возникнуть трудности. Не всем легко даются математические действия. Но если ребёнок приходит к пониманию, что для получения навыка нужно решить сотню примеров, чтобы довести эти знания до автоматизма, потом ему начинает нравиться. Он входит в раж, испытывает восторг от того, что получается.

Н.Н. — К сожалению, навык этот со временем может утрачиваться. Поэтому многие учителя начальных классов сетуют на то, что после лета дети забывают счёт, таблицу умножения. Приходится начинать с чистого листа. Сначала должна быть доведена до автоматизма таблица сложения в пределах 10, 20, 100, а потом только надо учить таблицу умножения. Родители хотят миновать этап сложения и вычитания и сразу перейти к таблице умножения. Им кажется, если их ребёнок знает 7Х8, то он знает всю математику в принципе.

 Е.В. — Математика – это тот столп, у которого нет границ. Наукой невозможно овладеть сразу. Сложность этого предмета безгранична. Математика – это не просто счёт. Это геометрия, логика. Первые полгода первоклашки не могут сориентироваться, где клеточка справа, а где – слева, и как правильно нужно отступать от края. Не все родители могут правильно объяснить ребёнку, как правильно считать с переходом через десяток.

Н.Н. — Классическая математика базируется на знаниях счёта в пределах 10 и 20. Это и есть фундамент. Надо довести до автоматизма, что 7 – это 3 и 4, 5 и 2, 6 и 1, а 15 – это 8 и 7, 9 и 6. Это нужно знать чётко, а не пальцы перебирать. А многие дети не знают и начинают считать на пальцах, чтобы произвести математическое действие.

Без «царицы» наук — никуда

Чтобы быть успешным в современном цифровом обществе, человеку нужно уметь думать, развивать своё мышление, апеллировать двузначными, трёхзначными цифрами, оценивать результат. Взрослые люди не перестают каждый день решать математические задачи. Как успеть на поезд? Получится ли из килограмма мяса приготовить ужин для десяти гостей? Сколько калорий в блюде? На какое время хватит одной лампочки? Эти и многие другие вопросы имеют прямое отношение к царице наук и без неё не решаются. Математика в нашей жизни присутствует практически постоянно. Причём, чаще всего, мы этого даже не замечаем.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×