Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:02, 24 ноября 2018

Пьянящий воздух свободы. Стилистика 90-х отразила перемены в обществе

Пьянящий воздух свободы. Стилистика 90-х отразила перемены в обществеФото: pixabay.com
  • Статья

Стремление продемонстрировать индивидуальность породило экстравагантность и вычурную яркость образов в эпоху перестройки.

«Был малиновый пиджак не по размеру, цепь турецкая на солнышке блестела», — русский шансон красноречиво подметил приметы бесшабашных 90-х. Расхристанная беспорядками и переделом собственности Россия сама рождала экстравагантные тенденции. Как говорили, «сама мода вышла из моды». А всё потому, что наступили времена реализации равных возможностей, и каждый хотел и в одежде выделиться в соответствии с тем, к чему стремился.

Первые кооператоры, теперь их называют бизнесменами, выбрали для себя, как отличительную черту, малиновые пиджаки и ювелирку из Турции, куда открылся для россиян широкий доступ. Та же Турция и Индия буквально завалили рынки «отварной» и обычной «джинсой»: коротенькие шорты, чтобы ягодички выглядывали, мини-юбки, куртки, рубашки с американским орланом на лейбле, короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada, даже пальто с меховой подкладкой создавали иллюзию штатовской свободы. Молодые люди, вкусив этого пьянящего воздуха, нарядились в спортивные костюмы из полиэстера с вдохновляющей надписью «Adidas» и отправились в качалки. После трикотажных штанов с вытянутыми коленками они выглядели как бальное платье Золушки после грязного передника. К ним прилагались свитера с ярким рисунком. Такая одежда давала свободу для манёвра, потому что становление многих из молодых парней, особенно в больших городах, было полукриминальным, если не откровенно криминальным.

Девушки тоже нашли способ быть яркими, выразительными и сексуальными: лосины и леггинсы выпукло подчёркивали достоинства фигуры, стройных ножек. Правда чувство меры изменяло тем, кто не мог похвастать модельной внешностью. Самым популярным цветом был чёрный, а кислотные ярко-жёлтые, розовые, бирюзовые штанишки в обтяжку были просто «писком» народной манеры одеваться. Не менее востребованными оказались «дольчики» — тёплые колготки с цветным рисунком, а также прозрачные колготки с орнаментом, но с изюминкой, например, дорожкой из стразов.

Представителей обоего пола накрыла и кожаная волна. Самой популярной моделью куртки, например, была косуха. Те, у кого не было средств на настоящую кожу, довольствовались косухами из кожзама. Юбки, брюки из кожи выделяли продвинутых модников. Надо сказать, что мини-юбки шились из разных тканей, так что ксюшина «юбочка из плюша» вовсе не порождение фантазии стихотворца.

Продолжала жить и болонья. Она утеплилась, куртки из неё согревали даже самых неимущих. А кто был побогаче, мог себе позволить «жатый» плащ. Китай не остался в стороне и снабдил российские рынки зелёно-коричневыми пуховиками из плащёвки, пух в которых после первой стирки скатывался к низу, и лёгким движением стиралки пуховик превращался в ветровку.

А вот платья женский пол не жаловал. Если были таковые, то с принтом. Микки Мауса желали носить на груди очень многие, как позднее — изображения Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет, вместе с которыми все переживали трагедию «Титаника».

Пышные начёсы и «стоящие» чёлки, боевой раскрас девушек с чёрно-синими глазами и такими же обведёнными контуром губами, бритые или полубритые головы юношей дополняли их представление о перестройке, свободе и раскованности. Суть того времени в нескольких строчках отразил Анатолий Клименюк: «Пальцы веером раздвину, если будет что не так, а на плечи я накину мой малиновый пиджак».

Воспоминания о моде 90-х годов завершают цикл под названием «Мода прошлого века». Речь не шла о высокой моде, речь шла о коммуникативной функции моды массовой, которая отражает механизм человеческого общения в определённый исторический момент. Всё начинается с внушения, которое становится заразительным и заставляет подражать. Кому? Тем, кто, в частности, в 90-е, с оглядкой на «свободные» Америку и Европу, сумел многого добиться в любой сфере, будь то бизнес, политика или искусство, кто создал из себя кумира, чтобы подчинять массы.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×