Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:19, 07 ноября 2018

Район нуждается в кадрах. Татьяна Золотарёва рассказала о проблемах в педагогике

Район нуждается в кадрах. Татьяна Золотарёва рассказала о проблемах в педагогикеФото: pixabay.com
  • Интервью

Журналист сетевого издания «Победа 31» поговорил с начальником управления образования о том, чем сегодня живёт школа.

— Татьяна Алексеевна, тема традиционной августовской педагогической конференции звучала как «Единое образовательное пространство — залог устойчивого развития Яковлевского района». О каком единстве идёт речь?

— Ежегодная августовская педагогическая конференция объединяет педагогическую общественность Яковлевского района в поиске передовых идей и проектов, позволяет делиться опытом с коллегами, выносить на обсуждение самые актуальные вопросы, ставить новые задачи, определять приоритеты и направления образовательной политики.

В русле общегосударственных задач выстраивается региональная и муниципальная позиция в сфере образования. Время настоятельно диктует необходимость построения единого образовательного пространства, проведения единой образовательной политики.

Чтобы почувствовать масштаб и размах яковлевского образования, назову несколько цифр: 45 учреждений; 9 464 учащихся школ и воспитанников детских садов, 1 705 детей, занятых в сфере дополнительного образования, 892 педагога, из них 269 в ДОУ, 600 в школах, 23 в учреждениях дополнительного образования.

Именно наша отрасль отличается многообразием форм и содержания, творческих идей, проектов, наличием разных профессиональных позиций. Понимание того, как изменить ситуацию, выбор эффективных способов и технологий как управления образованием, так и обучения, воспитания детей, должно стать основанием для формирования нового единого образовательного пространства муниципалитета.

— Что интересно, в докладе не звучало традиционных статистических показателей, Вы остановились на понимании основных тенденций развития муниципальной системы образования в контексте приоритетов развития района и области.

— Действительно, развитие системы продвигается по следующим направлениям: образовательные результаты, кадровое обеспечение, инфраструктурные изменения и партнёрское взаимодействие.

Что касается «Образовательных результатов». Система общего образования опирается на то, что закладывается в дошкольном возрасте и формируется в начальной школе. На следующих уровнях общего образования сформированные умения учебной и социальной жизни совершенствуются в процессе освоения предметного содержания. Это оценивается по академическим результатам, по успехам в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Дошкольное образование должно давать возможности разностороннего развития, позволяющего ребёнку быть готовым к новому периоду своей жизни в условиях школы. На муниципальном уровне формируется новое дошкольное образовательное пространство. Педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений необходимо определиться в приоритетах формирования результатов с точки зрения качества и преемственности дошкольного и начального образования.

— Единое образовательное пространство, как мы понимаем, предполагает единые подходы в выборе учебников, составлении образовательных программ, критериев аттестации кадров.

— На уровне начального общего образования проделана большая работа по переходу всех школ на единые линейки учебников с использованием оптимального учебно-методического комплекса. Через три года 90% «началки» будет обучаться по программе «Школа России», это даст возможность беспрепятственного перехода учащихся из школы в школу, из класса в класс, возможность передачи учебников в другие школы на время. Постепенный переход на единые линейки учебников осуществляется и на уровнях основного и среднего общего образования.

— Татьяна Алексеевна, вкратце о результатах минувшего учебного года.

— Начальное общее образование должно гарантированно давать результаты, обеспечивающие успешность ребят в основной школе. В этом году результаты выполнения Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике выше прошлогодних. Достаточно высокие образовательные результаты начальной школы дают основания ожидать хорошую успеваемость ребят в основной школе.

Но проведение Всероссийских проверочных работ в пяти классах по ряду предметов показало, что фактически каждый третий пятиклассник не подтверждает свои умения, позволившие получить в прошлом году высокий итоговый результат начальной школы (качество: 4 класс, русский язык (2017) – 64%, 5 класс (2018) – 47%; математика, 4 класс – 72%, 5 класс – 45%).

В чём причина обнаруженного расхождения? В сложности материала пятого класса? Или в несформированных базовых умениях учиться, несмотря на хорошие показатели? Ответ на эти вопросы должна давать внутришкольная система оценки качества образования.

— Чем живёт сегодня у нас основная школа?

— В этом году впервые девятиклассники в режиме апробации сдавали устный экзамен по русскому языку в качестве допуска к итоговой аттестации. Всего в государственной итоговой аттестации принимало участие 543 девятиклассника. 21 выпускник получил аттестат об основном общем образовании особого образца.

Анализ результатов показал, что только по литературе и английскому языку качество знаний составило 100%. Результаты повысились по русскому языку, математике, биологии, истории, физике. По остальным предметам произошло снижение результатов: по информатике, химии (качество снизилось на 10%) и географии более чем на 20%). 14 человек не преодолели минимальный порог по двум и более предметам.

Наиболее высокие результаты ОГЭ показали девятиклассники смородинской основной школы и средней школы №1 города Строителя. Таким образом, по государственной аттестации в 9 классе мы имеем стабильную, с незначительным увеличением результатов, ситуацию. Но есть основания для беспокойства. Это выпускники, не сдавшие государственную итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам, которые имели положительные отметки в четвертях и в году. Здесь ещё раз стоит обратить внимание на внутришкольные системы оценки качества образования и организацию промежуточной аттестации.

—Надеемся, ситуация стабильнее в среднем общем образовании?

— Несмотря на неоднозначное отношение к этой форме аттестации, именно ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в лучшие вузы страны. 79% выпускников 2018 года поступили в высшие учебные заведения, из них 14% в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов. 22 выпускника 2018 года награждены федеральной медалью «За особые успехи в учении».

В едином государственном экзамене приняли участие в этом году 246 выпускников 11-х классов и семь выпускников 12-х классов. Отрадно, что выпускница 11-го класса яковлевской школы Эльвира Сехина набрала 98 баллов по русскому языку. 15 выпускников набрали более 90 баллов. Ещё больше порадовали результаты выпускницы прошлых лет СОШ № 2 города Строителя Екатерины Вельмакиной. Она набрала 100 баллов по литературе, 98 – по русскому языку и 95 – по обществознанию. 192 выпускника сдали математику базового уровня на «5» и «4». Однако печалит, что семь выпускников не сдали ЕГЭ по данному предмету.

— Татьяна Алексеевна, почему при положительных оценках в течение года дети не сдают ЕГЭ?

— Повторяется ситуация, которую мы уже фиксировали в основной школе. При несоответствии оценок, выставляемых учителями в течение учебных лет, и результатов государственных экзаменов не оправдываются ожидания выпускников. Возникает недоверие со стороны родителей и к уровню квалификации педагогов, и к качеству организации учебного процесса, к школьному образованию в целом. Это недоверие выражается в растущей востребованности репетиторства, подрывая представления о школе как о гаранте получения общего образования.

— Ну и как этого добиться?

— Перед нами стоит задача сделать внутришкольную систему оценки качества образования действующим инструментом. Это не может сводиться только к фиксации степени достижения образовательного результата. Необходимо отслеживать продвижение каждого ученика, для обеспечения достижения качественных результатов базовых знаний. Следует подробно проанализировать итоги ГИА 2018 года, выявить болевые точки и всем вместе искать способы и методы организации качественного обучения школьников.

Совместно с профессиональными образовательными организациями района проведена колоссальная профориентационная работа. Это позволило девятиклассникам, взвесив реально свои возможности, определиться в выборе профессии. 62% выпускников 9-х классов стали студентами ПОО. Ужесточён набор в 10-й класс, пришли ребята, ориентированные на высшее образование. Сейчас наша задача — организовать для них обучение по индивидуальным образовательным маршрутам. Это поможет ребятам максимально сконцентрироваться на нужных для будущей профессии предметных областях. Району сегодня нужны квалифицированные кадры.

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×