Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — рыба
08:42, 25 ноября 2021

Ни ноты без банкноты. Почему музыка перестала быть искусством и стала товаром?

Ни ноты без банкноты. Почему музыка перестала быть искусством и стала товаром?Фото: Архив ВИА «Молодость»
  • Статья

Корреспондент «Победа 31» разбирался в том, как появление интернет-технологий оказало огромное влияние на современную музыкальную индустрию.

Главным музыкальным направлением для широкой публики всегда была поп-музыка. Она льётся буквально из каждого утюга, а мотив надолго застревает в голове. И если раньше приятно было напеть такую мелодию где‑нибудь в душе, и она казалась пусть простоватым, но всё‑таки творчеством, то сегодня такое впечатление остаётся не у многих. По каким принципам сегодня создают современные музыкальные хиты? И что можно сказать о тех, кто их слушает? Попробуем разобраться.

Тургеневское противостояние 

В одном интернет-шоу сошлись… нет, не лёд и пламень, а профессионализм и бездарность. Народная артистка Лариса Долина и юная звезда ТикТока Валя Карнавал встретились на передаче, чтобы оценить современные треки. Что в итоге получилось? Известная артистка пришла в ужас от исполнения юного дарования и попыталась объяснить, что профессия певицы предполагает умение петь.

На что Валентина ответила, что сейчас, мол, творческие стандарты изменились, и петь можно без образования, чтобы делать музыку, безупречный вкус не требуется и право на самовыражение имеет каждый. 

Музыка перестала быть искусством, а стала товаром, инструментом для зарабатывания денег. Именно ТикТок диктует современные тренды. Композиторы, музыканты, продюсеры специально создают музыку, чтобы получить максимальные охваты в этой развивающейся соцсети. А где охват, там популярность и деньги. То, что это не профессионально, бездарно и пошло – никого не волнует.

На острие ножа

Почему музыка перестала быть искусством, можно ли эту позицию изменить и что для этого делают педагоги Детской школы искусств города Строителя, мы поинтересовались у её директора, музыканта, руководителя группы «Карабас-Барабас» Никиты Журбенко.

— Никита Владимирович, музыка, на Ваш взгляд, – это искусство или товар, инструмент для зарабатывания денег?

— Музыка – это искусство, это не способ зарабатывания денег. Но каждый профессиональный музыкант, до того как стать им, много учился, совершенствовал своё мастерство, и это его хлеб. Каждый человек обучается профессии, которая приносит определённый доход. Профессиональные музыканты зарабатывают себе на жизнь исполнением, сочинительством, а сварщик – тем, что удачно проводит сварку металлоконструкций.

Многие профессиональные музыканты понимают, что сейчас востребованы четыре ноты, они покупаются и продаются. В данном случае – это популярная эстрадная музыка. Её не нужно смешивать с профессиональной. Это два разных направления. Профессиональная музыка – другой пласт. Известный оркестр «Русский стиль» исполняет рок, джаз, классическую музыку на народных инструментах. И их творчество востребовано.

На одном из музыкальных конкурсов Михаил Аркадьевич Брызгалов, директор музыкального музея имени М.И. Глинки г. Москвы, рассказал, что как‑то у него возникла идея спросить у прохожих: «Кто такой Рахманинов?» Из 15 человек ни один не ответил. Это в первую очередь говорит об образованности нашего общества в целом.

Задача профессиональных музыкантов состоит в том, чтобы каждый день говорить и рассказывать, кто такой Рахманинов и Чайковский. И делать это нужно не от случая к случаю, а постоянно. В нашей ДШИ мы этим и занимаемся: знакомим детей, их родителей с величайшими композиторами. Поэтому музыка как профессиональное искусство — вечна.

— Если бы не было видео (картинки), а только музыка и слова, то композиции современных исполнителей по‑другому воспринимали?

— Конечно. Видео играет одну из самых главных ролей при раскрутке музыкального материала. Сейчас шоу и картинка гораздо важнее, чем содержание музыки и текста. Это рассчитано на молодое поколение, которое воспринимает информацию визуально и не более 2–3-х минут. Если бы это было просто исполнение у микрофона, а не шоу, то композиция была бы никому не интересна. И если мы, профессионалы, хотим продвинуть своё направление, то тоже должны показывать это шоу, но на грани разумного. На острие ножа. Не переходить эту грань, но доходить до неё. Иначе мы не будем никому интересны. Это очень сложно. Задача музыкальных школ в том, чтобы воспитывать правильное представление о музыке. Даже если наша работа не видна сейчас, она проявится в дальнейшем. Мы воспитываем не только профессиональных музыкантов, но и профессиональных слушателей, тех людей, которые будут понимать ценность музыки. 

— Изменился ли сегодня подход к самовыражению?

— Я убеждён, что ребёнку нужно дать возможность самовыразиться, сыграть и спеть то, что ему интересно. Однако до него нужно донести, что для успешного развития нужно образование. Говорить о ненужности образования может тот, чьё творчество забудут через год. Если человек так себя позиционирует, то речь идёт не о музыке, а о шоу-бизнесе. Шоу-бизнес – это не музыка, а шоу, которое воспринимается при помощи картинки. Если человек заявляет о себе профессионально, то и подходить к этому должен соответственно.

— Зачем детям заниматься музыкой?

— Для развития. Глубоко убеждён, что каждый ребёнок должен заниматься спортом и музыкой. Это развивает его физические и интеллектуальные данные. Ребёнок, который занимается музыкой, вряд ли будет вести асоциальный образ жизни. Музыка воздействует на его духовный мир.

Всё идёт по плану: массовая деградация!

Как к популярной музыке относятся сегодняшние подростки? Мы побеседовали с участниками ВИА «Молодость» Дмитрием Борисевичем, Максимом Симаковым, Захаром Захаровым и их руководителем Ольгой Захаровой. Старшеклассники первой городской школы просто ошеломили своими ответами и рассуждениями. Их бы слова и суждения да в уши всем тинейджерам.

— Почему сегодня блогеры, тиктокеры, у которых нет ни образования, ни вкуса, имеют бешеную популярность?

— Сейчас происходит массовая деградация, интеллектуальный уровень понижается. Дети 9–12 лет очень сильно зависят от гаджетов, сутками сидят в соцсетях, Интернете, где идёт массовая пропаганда, реклама. Ребёнок не может понять и обработать, в силу возраста, свалившуюся на него информацию, и всё воспринимает за чистую монету.

Например, послушает того же Моргенштерна или Даню Милохина и думает: «О, какая прикольная музыка, да ещё и с матерными словами. Я стану крутым, если буду слушать эту музыку и буду так же себя вести». Ставка делается на подростков. Поскольку другой музыки они не слушают, то у них появляется зависимость.

Развивающийся сегодня контент рассчитан на тинейджеров. Мы ТикТок не смотрим, не поддерживаем тренды, которые популярны в Интернете. Может, когда эти ребята станут постарше и начнут вчитываться в тексты, то придёт осознание, тогда и изменятся их вкусовые пристрастия в музыке.

— Можно ли сегодняшнюю популярную музыку назвать искусством?

— Искусство – это то, что живёт долго. Например, Бах написал музыку несколько столетий назад, а она жива и актуальна до сих пор. Популярные же треки, попса, живут от силы три месяца. В них нет никакого смысла. Нет душевного отклика.

Музыка – это состояние души, которое тебя раскрывает, может показать настроение. У каждого свои вкусовые пристрастия. Одному нравится тяжёлый рок-металл, другому — джаз. Но жить без музыки мы не можем. Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, нужно приложить усилия, заниматься. Просто так ты не сыграешь. Кто это делает без старания – они обречены на забвение, и очень скоро. Через три недели о них забудут.

Например, музыканты группы «Кино» играли свою музыку не для того, чтобы заработать миллионы и добиться славы, а для души, своего самовыражения. Мы играем всё подряд, что нам нравится, и за славой не гонимся. Сейчас разучиваем композицию к конкурсу военно-патриотической песни. Поначалу восприняли её неоднозначно, посчитав эстрадной, но, внимательно изучив материал, пришли к противоположному мнению – песня‑то хорошая, и поэтому исполнить её нужно достойно. 

Не стать чёрной дырой

В наши дни в результате технической революции само производство музыки сильно упростилось. Каждый может заявить о себе во весь голос на своей кухне. За неделю в Сети выкладывают сотни новых треков. И каждый исполнитель мнит себя звездой. Как бы эта «звёздность» не привела к чёрной дыре. Помните об этом, когда возьмёте в руки микрофон и настроите видеокамеру. А то в итоге получится не хит, а «Муки зву…».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×