Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:44, 10 мая 2018

Пианино во дворе. Белгородцы включились в акцию по возрождению музыкального образования

Фото: pixabay.com

Корреспондент сетевого издания «Победа» поговорил с педагогами и знаменитыми музыкантами о необходимости приобщения детей к искусству.

Были времена, когда пианино стояло в каждом доме. Если даже никто из последующих поколений не занимался в музыкальной школе, иметь дома инструмент считалось чуть ли не правилом хорошего тона. Летом нежные звуки «Ласточек» и «Аккордов», «Ноктюрнов» и «Октав», «Сюит» и «Элегий» доносились из открытых окон квартир многоэтажных домов. И, чего греха таить, если Италия всегда считалась певческой страной, Россия запросто могла претендовать на звание страны, где музыкальным воспитанием так или иначе охвачены были почти все дети. Музыкальное образование считалось вторым обязательным. Почти каждый ребёнок после общеобразовательной школы бежал в музыкальную, и уж в третью очередь, если оставалось время, в спортивную школу.

А потом что‑то изменилось в нашем сознании. Мы начали массово отдавать своих детей на секции единоборств или иностранных языков (чего уж, после периода холодной войны в СССР Россия начала открываться миру), выбросив музыкальное образование на самые задворки. Мы массово начали строить многочисленные дворцы спорта, стадионы, бассейны, ледовые арены, а школы искусств оказались в неприглядных – за редким исключением – условиях.

Исключения из правил

На любое правило, как мы знаем, есть свои исключения. Наверное, нам надо было протопать этот нелёгкий путь забвения духовных и нравственных ценностей. Чтобы, многое потеряв, вспомнить о возврате к ним и всему лучшему, что у нас было. Нет, не к хеви-металу и не тяжёлому року (а ведь молодые повально были увлечены разного рода «рамштайнами»), а к тому, что близко и понятно русскому народу.

Помните, губернаторское: «Музыка – это необыкновенное и самое мощное средство для формирования гармоничного и светлого внутреннего мира ребёнка».

Статистика, между тем, безрадостна, если не сказать, плачевна. Пока музыке обучаются только 16% белгородских детей (это то самое приятное исключение), и этим показателем губернатор Евгений Савченко остался недоволен, поручив своим подчинённым запустить проект по широкому музыкальному и хореографическому образованию школьников и детсадовцев.

«Вообще, почему важно музыкальное образование? Доказано, что тот, кто играет на скрипке, баяне, аккордеоне, пианино или на других музыкальных инструментах, не ворует», – привёл Евгений Савченко сентенцию министра культуры России Владимира Мединского.

Кстати, об этом же говорил и знаменитый пианист Эдуард Кунц.

«Есть прямая связь между количеством музыкальных школ в регионе и уровнем преступности. Люди, которые играют на музыкальном инструменте, в 99 процентах случаев не нарушат закон».

По мнению музыканта, каждый человек должен заниматься музыкой. Занятия музыкой открывают совершенно иные горизонты. Это тот язык, которым нужно овладеть. Ведь мы же хотим, чтобы наши дети владели двумя-тремя языками. Не для какого‑то там бизнеса, а просто потому, что тебе открывается другая вселенная. Ты можешь смотреть фильмы, читать книги, ходить в театры в этой вселенной. Музыка — это тоже язык, ещё шире и богаче, чем многие другие.

Усадить всех за инструменты не удастся

Безусловно, усадить всех поголовно за музыкальные инструменты вряд ли удастся. А есть ли в том смысл? Но верно рассуждают на этот счёт сами музыканты. Если круглые сутки по телевизору показывать футбол, все станут заниматься этим видом спорта, если крутить хорошую музыку – интерес наверняка проявится к музицированию. Канала «Культура» для этого, увы, недостаточно.

«У нас в России сейчас нет ни одного завода, фабрики, которые изготавливают пианино и рояли. И это – настоящий ужас, — а это уже слова выдающегося пианиста, народного артиста России Дениса Мацуева. — Я попытался организовать рояльное движение – езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ, в концертные залы рояли. А зайдите в рядовые музыкальные школы и посмотрите, на чём там играют дети. Это же допотопные разбитые советские инструменты, так как закупать зарубежные школам – очень дорого, а своих новых нет».

В целом, как считает Мацуев, музыкальное образование, даже непрофессиональное, необходимо давать всем детям.

Как не согласиться с профессионалом, музыкальное воспитание должно быть возведено в ранг государственной политики – никак не меньше. И исключения надо сделать правилом! Первые серьёзные шаги в этом направлении уже делаются. Достаточно сказать, что только в прошлом году по президентской программе в музыкальные школы было поставлено 500 новых пианино, подчеркнём, отечественного производства. Первыми инструменты получили музыкальные школы Центрального федерального округа, в 2018–2019-х получат и другие уголки страны. Отрадно, что данной проблемой прониклись и глава государства, и наш губернатор.

Вместо свалки – под навес!

Обратил внимание, как хозяева одной из белгородских квартир выносили старенькое пианино на свалку. Судя по возрасту, выросли дети, старики доживают свой век, и инструмент попросту оказался ненужен. Подумалось, а чего бы у нас в регионе не последовать опыту Питера и Москвы, которые включились в акцию «Пианино – в каждый двор!».

Вы ничего не спутали – пианино во дворе, наверняка воскликнете вы? Да-да, именно во двор. Фоторепортаж об этом случайно увидел и по одному из телеканалов. Вполне типичная ситуация: пустырь между домами был настоящей свалкой. Но поставили пианино, сделали навес, нашлись энтузиасты, в округе полилась фортепианная музыка, и преобразилось место, другими стали люди. Говорят, даже те, кто никогда не испытывал интереса к музыкальному творчеству, потянулись в двор.

Это ли не пример подхода к солидаризации общества?!

«Энтузиасты соорудили навес, который укрывает пианино от дождя. И, конечно, не обходится без участия добровольцев, которые весной выносят пианино во двор с мест «зимовки», а осенью уносят обратно и принимают меры к тому, чтобы инструмент благополучно перезимовал, — поделился инициатор данной «затеи» Борис Тараканов, который коротко сформулировал её так: «Стихийный проект неравнодушных людей и настроечной компании». — Какой всё это даёт замечательный общественный эффект! Буду счастлив, если вам удастся найти ваших земляков-белгородцев, которые откликнутся и захотят помочь. И не слушайте мрачных прорицателей»

Мнение со стороны

Мрачных прорицателей мы, конечно же, слушать не стали, а вот прокомментировать тему попросили певицу и композитора, участницу 2-го сезона шоу «Голос», шоу «Главная Сцена», а также «Большой джаз», педагога и музыкального наставника с более чем 10-летним стажем ASET (Асет Самраилову).

«Я считаю, что приобщение к музыке в целом, и в том числе игра на пианино, – приносит огромную пользу для духовного, физического и умственного развития человека. Музыка обогащает внутренний мир, расширяет кругозор, успокаивает и вдохновляет. Кроме того, она развивает слух, чувство ритма и чувство вкуса – общую внутреннюю культуру человека. Конечно, не у каждого ребёнка может возникать желание садиться за инструмент. Например, я помню, как меня саму заставляли, иногда со слезами, заниматься. Но на самом деле это некая игра – важно заинтересовать, увлечь ребёнка. Музыка действительно приносит ощутимую пользу, одухотворяет и поднимает настроение. Кроме того, такая акция будет сплачивать людей, приобщать их к общему командному делу. И я очень рада, что есть такие люди, которые проявляют инициативу и делают занятия музыкой более доступными», — рассказала исполнительница.

Солидарны со своей «коллегой» и преподаватели нашей школы искусств. Учителя по классу фортепиано Елена Гринёва и Карина Размоскина буквально в один голос заявили, что музыкальное искусство, безусловно, следует продвигать в широкие массы. Педагоги ДШИ, конечно же, вкладывают всю свою душу в то, чтобы научить детей игре на инструменте, многие продолжают учёбу в колледже искусств, институте культуры, но это только малая их часть. Чтобы музыка — хорошая, качественная, желательно классическая, проникала в самые широкие слои населения, музыкальное образование и музыкальное творчество должно быть поставлено совсем на другой уровень. И без здорового протекционизма государства здесь не обойтись.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Войти
Изображение
Видеозапись
Комментировать